На главную страницу
 О городе  Государство и общество  Бизнес  Отдых и туризм  Образование  Культура  Спорт  Справка  Объявления  Развлечения  Форум  ЧАТ  О нас
На главную страницу

Назад На уровень вверх Карта сервера

Версия для печати

Страницы истории. Кексгольм – уездный центр Выборгской губернии в составе автономного Великого княжества Финлядского (1811-1917).

Кексгольм – уездный центр Выборгской губернии в составе автономного Великого княжества Финлядского (1811-1917).

Великое Княжество Финляндское, провозглашенное таковым шведами в 1581 году, до завоевания его Россией, не имело и тени тех прав, которые оно получило из рук русских царей. А в 1811 году неожиданно для себя еще и увеличилось в размерах: в конце того года Александр I, поддавшись настойчивым (неумным? коварным?) просьбам своего окружения, двумя рескриптами отписал в состав княжества Финляндскую (прежнее имя - Выборгская) губернию. "Эта губерния, называвшаяся еще Старой Финляндией, ала Великому Княжеству около 200 тысяч жителей (в итоге передачи население княжества перевалило за миллион. - В.С.) и 376 квадратных миль территории, а Россия лишилась верного дохода в четверть миллиона рублей", - отмечал историк начала XX века М.М.Бородин.

В ноябре – декабре 1820 года – в крепости содержался личный состав 3-й батальона Семеновского полка, взбунтовавшийся против своего командира.

1814-1824 город – настоятелем Рождество-Богородничного собора был видный церковный композитор проториерей П.И. Турчанинов.

После трех двух высочайших манифестов о "воссоединении" Финляндии последовали две попытки вернуть прежнее положение, хотя бы в отношении части подаренной территории. Так, неудовольствие "отданием" их "под финнов", созревшее в среде здешних русских помещиков ("птенцы гнезда Петрова получили тут огромные поместья, куда переводили порой целые русские деревни и з коренной России, и все они в одночасье, по выражению М.М.Бородкина, в разной стране становились полуиностранцами), несогласие органов власти и отчасти даже крестьян, было воплощено во "Всеподданейшей записке" 1826 года статс-секретаря Ребиндера. В ней предлагалось отделить от уходящей за рубеж губернии Кексгольмский, Кроноборгский (Куркиекский), Сердобольский и Салминский уезды, а также некоторые приходы Эйреляского уезда и присоединить их к ближайшим собственно российским -- Петербургской и Олонецкой губерниям.

Император прямо отказывать не стал, но рассмотреть это преодоление поручил... Финляндскому Сенату, с времен получения от русского царя Конституции имевшему большие права. Сенат, предрасположенный подарки брать, не вручать кому-либо, даже собственному монарху, естественно, отнесся к "Записке" отрицательно. На основании соответствующего сенатского отзыва Николай I в 1827 году предложение отклонил, что на изломе 1917 года сыграло роковую роль. Край попал под действие финских законов, продолжилось его заселение "глубинными" финнами и лютеранизация.

В 1826 – 1828 годах в разное время в крепости отбывали наказание декабристы – 9 офицеров и 392 человека нижних чинов. Наиболее известные из них – поэты В.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский и Ф.Ф. Вадковский, мемуаристы И.И. Горбачевский и А.В. Поджио, М.М. Спиридонов. Впоследствии здесь находились в заключении и другие, менее известные узники.

В 1837 году по обвинению в убийстве рабочих на заводах Петр Харитонов (знаменитый предприниматель Екатеринбурга), вместе с "кыштымским зверем" Григорием Зотовым, был сослан в финский городок Кексгольм, где и умер в 1838 году. Могила не сохранилась.

В середине XIX века, с началом развития капитализма в России, в Кексгольме тоже стали возникать первые промышленные предприятия.

Фарфоровая фабрика.

Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы

В 1841 году в Суотниеми (ныне поселок Яркое) была основана фарфорово-фаянсовая фабрика. В 1843 году было начато строительство первого в Кексгольме лесопильного завода.

В 1847 году был возведен собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Луис Туллиус Иоахм Висконти).

Обширная озерно-речная система Вуоксы, пронизывающая весь Карельский перешеек, не случайно стала фигурировать в различных проектах увеличения площади сельскохозяйственных земель и улучшения судоходства. Первая из датированных попыток соединить озеро Суванто с Ладогой каналом через перешеек Тайпале относится еще к 1741 г.

Замыслам жителей деревень по берегам озера Суванто помогла сама природа. Весной 1818 г., после обильного снеготаяния, уровень воды в Суванто резко повысился. Воды озера проникли в русло канала, который начали рыть еще в 1741 г. и, по некоторым источникам, продолжили в 1807 г. Углублению канала способствовал постоянно дувший сильный западный ветер, а по некоторым сведениям, еще и град. В результате ширина незатопленной перемычки между Суванто и Ладогой сократилась до 50 м.

Примерно в течение недели (по данным из разных источников, это произошло в третьей декаде мая 1818 г.) воды Суванто прорвали песчано-валунную перемычку и устремились в Ладогу. В результате прорыва перешейка уровень Суванто сразу упал примерно на 7,5 м. 

На дне бывшей изогнутой юго-восточной оконечности озера Суванто начала формироваться река Тайпале, стекавшая в Ладогу. Длина реки составила около 10 км. Сюда стали поступать воды р. Вьюн, и ширина Тайпале вскоре после катастрофы достигла 20 м. В результате врезания р. Тайпале уровень Суванто снизился еще на 1—1,5 м. Прорыв Суванто в Ладогу имел ощутимые последствия для окружающей территории. После 1818г. на дневной поверхности оказалась осушенная полоса дна озера, местами достигавшая ширины 2 км.

Следующий после 1818 г. 40-летний этап в развитии Вуоксинской системы отличался крайней неустойчивостью режима вновь образованной реки Тайпале. Небольшой водосбор оз. Суванто не мог обеспечить постоянного стока в Ладогу в течение года. К тому же вдольбереговое течение в Ладоге постоянно заносило песком устье вновь образовавшейся речки; у деревни Тайпале снова стал нарастать песчаный вал.

17 сентября 1857 г. под руководством полковника Ведомства путей сообщения Аппельберга были проведены взрывные работы. Силою течения спущенной воды из Воксы в Сувандо из Тайпаловского ручейка образовалась  протока, известная ныне как Лосевская — популярнейшее место для занятий водным слаломом. Через протоку стал проходить практически весь объем стока Вуоксы, собираемого на огромном водосборе площадью 68700 км (включая водосбор оз. Сайма).

За счет воды, спущенной из Вуоксы в Суванто, Тайпале из небольшой речки превратилась в мощный поток с мутной (“белой”) водой, окрашивавшей воды Ладоги много лет после 1857 г. По-видимому, тогда же в 2 км восточное устья Тайпале образовались острова Близнецы — груды валунов, едва поднимающиеся над уровнем Ладоги. Ширина реки утроилась. В 1858 г. глубина Тайпале была 2—4 м при скорости течения 7—11 км/ч.

После прорезания перешейка Кивиниеми уровень воды в вышележащем плёсе Вуоксы за 12 дней упал на 1 м, в течение последующих 6 лет он опустился еще на 3 м(23).  Поскольку уровень реки у Кивиниеми стал ниже, чем в южном отрезке северного русла Вуоксы, направление стока здесь сменилось на противоположное. От озера Торхонярви (Балахановское) вода потекла через широкую протоку Вуоксен-вирта, сливаясь с основным стоком Вуоксы и далее через протоку Кивиниеми поступая в оз. Суванто.

Savo-karjolan Osakepankin talo.

Прибытие поезда из Выборга.

Кладбищенский храм Всех Святых.

Памятник в честь 200-летия со дня освобождения Кексгольма от шведов, установленный в 1910 году. Фото конца 50х годов.

Водолечебница и грязелечебница.

Вид на Спасский остров.


Другие фотографии начала 20 века вы можете увидеть в разделе "история в фотографиях".

После событий 1857 г. уровень воды упал во всем северном русле Вуоксы: величина этого падения по сравнению с нынешним средним уровнем составляет около 5 м в Балахановском оз. и 1—1,5 м в озере Вуокса у Приозерска. В результате северное русло фактически разделилось на две части. Водораздел прошел северо-восточное оз. Балахановского, где Вуокса прорезала песчано-валунную гряду (до 1857 г. она была почти полностью под водой). После падения уровня воды на поверхность вышли многочисленные гряды, сложенные крупными валунами, а от Вуоксы осталась цепь небольших озер, соединенных пересыхающими в некоторые годы узкими протоками.

Таким образом, северная часть Вуоксы в настоящее время почти полностью обособилась от ее основного “хода” (р. Вуокса — оз. Суходольское — р. Бурная). В бассейне северной Вуоксы остались большое озеро Вуокса и его притоки, вода которых поступает в Ладогу двумя рукавами — так называемым проливом Вуокса (бывш. Тенкалахти) у Приозерска и небольшой рекой Тихая (бывш. Пярня). Связующим звеном между “двумя Вуоксами” служит подковообразное озеро Любимовское (бывш. Хелисевя-нярви), сток из которого идет и в основное русло Вуоксы (через оз. Балахановское), и в северную ее часть (через оз. Синее).

Некогда бурное и глубокое старое русло Вуоксы, омывавшее стены островной крепости Корела и расположенной напротив нее так называемой Новой Кексгольмской крепости, обмелело до глубины 0,5 м. Территория островной крепости расширилась, вблизи нее в реке появилось множество каменистых островков. Сузился пролив между “материковой” частью города и островом Каллиосаари, где располагается городской парк. Расход воды стал недостаточен для того, чтобы собственным течением прочищать намываемый с Ладоги песчаный бар (отмель). Понижение уровня Вуоксы остановило работу двух мельниц и фактически вывело из строя Кякисалмский порт.

Сильно обмелела и протока Пярня, ныне проходимая только на небольших лодках и байдарках. Обмелел и залив Каарлахти (ныне Богатырский) озера Вуокса, узким “горлом” вдающийся в северо-западном направлении почти на 15 км. В самой вершине этого залива озеро отступило почти на 300 м к юго-востоку.

Подробнее об этой "катастрофе  регионального значения" в статье Г.А.Исаченко. "Вуоксинская эпопея".

Большое значение для города имело начавшееся в 1826 году постоянное пароходное сообщение по Ладоге в направлении Кексгольм - Петербург и Кексгольм - Сердоболь (Сортовала). Пароходы с богомольцами и туристами, плывшими на красивый остров Валаам, непременно заходили в Кексгольм, благодаря чему здесь побывало очень много художников и писателей. Так в июне 1858 года в Кексгольме побывал французский писатель Александр Дюма. В 1872 году город посетил замечательный русский писатель Н.С. Лесков, отразивший свои воспоминания о городе "Корела" (назван писателем древнерусским именем) в повести "Очарованный странник".

В 1888 году Был образован Музейный комитет Кякисалми. В этом же году начались реставрационные работы крепости Корела.

Транспортные связи Кексгольма со столицей улучшились со строительством в конце XIX века железной  дороги, проходящей в 35 км от города. В это же время была проложена телеграфная линия, связавшая Кексгольм с другими городами России, и начала функционировать телефонная станция. 7 декабря 1889 года в городе вышел в свет первый номер газеты "Vuoksi" (на финском языке). Население города состояло в основном из финнов и русских, около 20 улиц города имели названия на двух языках.

В 1892 году на средства купеческой дочери А.В. Андреевой (1800-1872) был возведен кладбищенский храм Всех Святых (“Андреевской церкви”; архитектор Иоган Якоб Аренберг).

В 1894 году на территории старой крепости был открыт этнографический музей.

Сохранилась карта города Кексгольм 1902 года.

1910 году жители города благословили воинов - кексгольмцевсвоей главной православной святыней – иконой Нерукотворного Спаса, чудесно обретенной при захвате крепости в 1710 году, а Кексгольмский полк, в свою очередь, 8 сентября 1910 года на городской площади установил гранитный памятник - обелиск с бюстом Петра I.

Одним из первых поднял вопрос о необходимости для Кексгольма иметь железнодорожную связь знаменитый археолог Теодор Швиндт, избранный в Финляндский парламент от буржуазного сословия Кексгольма. В 1987 году в городе открылась водогрязелечебница и ее пациентам было неудобно добираться до Кексгольма кружным путем - через Выборг до Хийтолы на поезде, а дальше трястись на извозчике. Но в 19 веке сочли, что затраты на строительство Кексгольмской железнодорожной ветки будут слишком велики и проект Теодора Швиндта был отклонен. К этому вопросу возвращались еще несколько раз, но дело с "мертвой точки" не сдвигалось. Пока император Николай Второй не высказал пожелание иметь железнодорожную связь не только с западной, Выборгской частью Карельского перешейка, но и с восточной, Кексгольмской.

Финляндский Сенат оттягивал принятие окончательного решения. Финны опасались, что новая железная дорога станет дополнительной цепью с кандалами, приковывающей Финляндию к России. Но Петербург занял жесткую позицию, и в 1913 году работы все же начались. Крестьяне из глухих деревень Кексгольмского уезда, попавшие в зону строительства, получили возможность хорошо подзаработать. Сразу же возникли новые предложения - по поводу того, где выгоднее навести мост через Вуоксинскую систему. Сенат предложил построить его не над бурной стремниной в районе нынешних Лосевских порогов, а восточнее - через озеро Сувантоярви (Суходольское). Парламент этот проект не одобрил. Более длинный мост оказался бы "золотым" и не вписался бы ни в какой бюджет. "Копий" по поводу строительства железной дороги было сломано немало.

Одновременно тянули линию и с севера. В 1915 году закончили сооружение боковых веток, кульвертов (водопропускных труб, проложенных через насыпь) и мостов на участке между Хийтолой и Кексгольмом.

7 октября 1916 года горожане высыпали на улицу, чтобы не пропустить историческое событие, - в этот день уложили рельсы на территории Кексгольма. На всей своей протяженности линия была готова к 1919 году.

Сохранившийся с тех времен деревянный железнодорожный вокзал стоит и поныне. В городе работал музей, выходили две газеты. В небольшом имении Ампиала под Кексгольмом летом собирались погостить и поработать многие финские художники, там же останавливался и знаменитый композитор Эркки Мелартин.

СТАТЬИ, ОЧЕРКИ:

  1. Г.А.Исаченко. "Вуоксинская эпопея". История реки "Вуоксы". Катастрофа регионального значения.
  2. 3. А. Новосёлова. Кексгольм - уездный город Выборгской губернии. Первая половина XIX века (Доклад на Приозерских краеведческих чтениях 1999 г. )
  3. Е. В. Иванова. Три архитектора Выборгской губернии конца XIX - первой трети XX века
  4. Карта города Кексгольм 1902 года. Карта любезно предоставлена  Pauli Kruhse. По материалам Ассоциации Туристов Финляндии (Finnish Tourist Association).
  5. А.Дмитриев. "На вокзале нашли историческую реликвию".  

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. "Кякисалми - Корела - Кексгольм - Приозерск." Составитель: А.П.Дмитриев. Приозерск. 2000 год.
  2. "Приозерск. Исторический очерк. Корела - Кексгольм - Приозерск". В.И.Громов, Л.П.Потемкин, И.П.Шаскольский. Серия "Города Ленинградской области". Лениздат 1960 г.
 

    Назад К началу страницы На уровень вверх Карта сервера

Поиск по сайту:



 

Copyright (c) 2000-2010. Информационный сайт города Приозерск Ленинградской области.
Страница обновлена 18.03.07 г. Пишите нам -
Разместите нашу кнопку на вашем сайте!

г. Приозерск ленинградской области. Официальный сайт
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования