На главную страницу
 О городе  Государство и общество  Бизнес  Отдых и туризм  Образование  Культура  Спорт  Справка  Объявления  Развлечения  Форум  ЧАТ  О нас
На главную страницу

Назад На уровень вверх Карта сервера

Версия для печати

Русы. Л.Д.Пашкина.

К 690-летию основания на острове-детинце новгородской крепости Корела 1310 г. — 2000 г.

Л. Д. Пашкина

РУСЫ
(К вопросу о самоназвании жителей Северо-Западного Приладожья и Карельского перешейка по письменным и археологическим источникам середины IX века)

Людмила Дмитриевна ПАШКИНА (урожденная ДОБРЯКОВА) — известный приозер-ский краевед. Родилась 22 июля 1949 г. в деревне Назарьево Вытегорского района Вологодской области. Ее мама Александра Михайловна, отличник народного просвещения, была награждена орденом Октябрьской Революции, в 1965—1976 гг. она возглавляла Приозерский гороно.

Семья Добряковых живет в Кексгольме-Приозерске с 26 августа 1946 г. Людмила Дмитриевна обучалась в средней школе № 5 (окончила 8 классов в 1964 г.). Школе рабочей молодежи (1964—1967 гг.), на историческом факультете Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена (1969—1973 гг.). На последних курсах перешла на заочное отделение и в 1972 г. начала свою педагогическую деятельность в Приозерской школе-интернате. С 1973 г. преподавала историю в родной школе № 5, где впоследствии основала военно-патриотический клуб “Вечный поиск”.

В 1978—1995 гг. Людмила Дмитриевна — ведущий научный сотрудник Приозерского историко-краеведческого музея, автор нескольких десятков статей, ряда буклетов и двух методических пособий по использованию краеведческого материала на школьных уроках истории. Сфера ее научных интересов довольно широка: советско-финляндская и Великая Отечественная войны на Карельском перешейке; древние, “варяжские” страницы его истории; знаменитые узники Кексгольмской крепости — от августейших особ и семьи E. И. Пугачёва до солдат и матросов, вышедших 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь; кексголъмская геральдика. Статьи, основанные на богатом архивном материале, публиковались не только в местных изданиях, но и в московских журналах “Наука и жизнь” и “Наука и религия”, петербургских — “Русская литература” и “Мера”, в газете “Вести”; в петрозаводском журнале “Север”.

В 1997—1999 гг. Людмила Дмитриевна работала педагогом в Доме детского творчества. В настоящее время выступает с лекциями в библиотеках города, с докладами на краеведческих конференциях. Подготовила к печати несколько глав для коллективного труда по истории Приозерья.

 

Считается установленным, что Северо-Западное Приладожье и Карельский перешеек — колыбель карельского народа, предшественником которого была летописная корела, достигшая своего расцвета в XII—XIV веках(1). Однако вопрос “о происхождении корел до сих пор остается нерешенным”(2).

Внимание многих ученых привлекал тот факт, что в недатированной части “Повести временных лет”, в которой описываются события, происходившие после Библейского потопа вплоть до середины IX в., упоминаются ямъ (емь), весь и другие народы, дающие дань Руси, а корела, водъ и ижора якобы “забыты” летописцем.

Несколько лет тому назад было высказано предположение, что корела сама себя называла русъю, а Карельский перешеек — это “остров Рус” арабских источников. Поэтому и не могли жители Карельского перешейка сами себе платить дань(3).

Карта-схема из книги В. И. Паранина “Историческая география летописной Руси” (Петрозаводск, 1990)

В данной статье рассматривается возможный вариант решения вынесенного в заголовок вопроса.

Археологически доказано, что Карельский перешеек и Северное Приладожье были достаточно плотно заселены в середине I тысячелетия от Р. X." Ни у кого не вызывает сомнения, что Карельский перешеек в рассматриваемый период был островом. Жители указанного региона не могли сами себя называть “карьяла” (корела), так как в переводе это слово означает “скот” (впрочем, есть и другие толкования данного этнонима).

Важно отметить, что в продолжение IX века произошли большие качественные изменения, особенно в 882 году, когда Олег объединил Новгородские и Киевские владения, перенеся название “Русь” и в Поднепровье. В нашей статье речь идет о возможном объединении племен, обитавших между ямью (емью) и весью на территории, ограниченной с запада Финским заливом, а с востока — Ладожским озером, в середине IX в., которое могло называть себя “русъ”. Здесь не рассматривается этимология слов “рос” — “рус”(5).

Обратимся к “Вертинским анналам” за 839 год, где сообщается о том, что византийский император Феофил прислал франкскому императору Людовику Благочестивому вместе с греческими послами “также некоторых людей, которые себя, т. е. род свой, называли "Rhos"; их король, называемый каганом, послал их, как они говорили, к нему (Феофилу) из дружбы. И он (Фео-фил) просил в упомянутом письме, чтобы они получили благодаря императорской милости разрешение и поддержку на то, чтобы возвратиться домой через его империю, избежав, таким образом, опасностей, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал через земли, населенные варварами, свирепыми и дикими, и он не хотел, чтобы они опять повторили его и таким образом снова подвергли бы себя опасности. Император Людовик, расспросив их обстоятельнее о причине приезда, узнал, что они принадлежали к народу свеонов (Sueones)...”(6).

Известно, что греки называли “свеонами” все народы Севера. Греческая географическая терминология отчасти используется до сих пор, а вплоть до XIII в. она применялась очень широко. Вероятно, чтобы отличать народ “рос”, пришедший к франкскому императору в 839 г., от “русов, которые есть вид славян” (как выразился арабский писатель начала IX в. Ибн Хордадбех), в “Бертин-ских анналах” уточняется, что эти люди, которые себя называли “рос”, — из народа “свеонов”, то есть из северного народа.

Арабские источники знали три вида русов(7), знали остров Рус, занимающий пространство трех дней пути в длину, с гнилым климатом и топкими берегами, на котором проживает 100 тысяч жителей. Мужчины — все воины, а жены их носят на груди коробочки, к которым подвешивают ножички(8).

Реконструкция женского костюма по материалам карельских (кексгольмских) грунтовых могильников свидетельствует о том, что женщины, жившие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, носили на груди коробочки — овальные фибулы, к которым подвешивался ножичек в орнаментированных ножнах. Почти все найденные мужские захоронения — с воинским снаряжением. По мнению С. И. Кочкуркиной, на этой территории не могло существовать многочисленной военной знати. “Тогда, — пишет исследовательница, — нужно было бы всю мужскую половину корелы возвести в такой высокий ранг”(9). Но если признать, что это были русы-росы, то противоречие исчезает.

Здесь же необходимо отметить, что в рунической письменности Скандинавии Финский залив иногда называется Хольмским (“хольм” — остров)(10). Не потому ли, что он омывал западную часть широко известного тогда острова Рус?

По данным арабских географов. Балтийское море в IX в. соединялось с так называемым Русским морем, на одном из берегов которого и жили русы-мореходы, совершившие в 860 г. поход на Византию(11). Этот народ, о котором так много спорили ученые, мог жить на северо-западном побережье Ладоги, так как одно из названий этого озера — Веняя-мери (“Русское море”).

Некоторые руны карело-финского эпоса “Калевала” повествуют о военных лодочных походах героев за добычей. Здесь рассказывается о строительстве военных лодок, изготовлении мечей и другого оружия. Главный герой “Калевалы”, Вяйнямёйнен, имел и другое имя — Сувантолайнен. По рождении он вышел на остров, его страна называлась Сувантола(12). До сих пор в центре Карельского перешейка есть озеро, одно из названий которого — Суванто (ныне Суходольское).

На острове Рус был рудник — по одним источникам, медный, по другим — железный. Топонимика Карельского перешейка свидетельствует о наличии населенных пунктов, названия которых — “Медный завод” и “Рауту” (от карельского слова “железо”; ныне поселок Сосново). В изданном в 1801 г. “Географическом словаре Российского государства” сообщалось: “Железа, особливо около Систербека и при Ладоге, есть довольное множество, и преимущественно <...> около Кексгольма находятся также и медные руды”(13).

В самом городе Кексгольме-Приозерске до недавнего времени южная его часть называлась Тенкалахти (“лахти” — залив, “тенка” — от славянского слова “деньга”)14. Поскольку город существует на одном месте более тысячи лет и торговля шла и по Вуок-синской системе, то вполне вероятно, что в топонимике города сохранилось свидетельство о торговле в ранний период его истории. Но, к сожалению, до сих пор не проведены археологические раскопки в этом месте, на южном берегу Вуоксы.

То, что арабы посещали северные земли, доказывается кладами арабских монет: их известно четыре на Карельском перешейке, отдельные находки имелись и в районе Корелы-Кексгольма(15).

Так арабские источники перекликаются с “Географическим словарем Российского государства” и топонимикой Карельского перешейка.

Обратимся еще к одному документу середины IX в., который известен под названием “Баварский географ”. В этом документе, до сих пор в полной мере не расшифрованном учеными, упоминаются свыше 50 этносов, которые располагались у границ Франкского государства или вдоль торговых путей далеко за его пределами(16). Ученые разных стран выдвигают различные аргументы, предлагая тот или иной вариант прочтения загадочной фразы: “Caziri, civiyates С. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici. Lucolane. Ungare (11)” (в переводе: “Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луко-лане. Унгаре (11)”).

Все исследователи единодушны в прочтении и локализации этнонима “хазары”. В отношении названий “русси” и “унгаре” такого согласия нет, особенно в их локализации. А о пяти этносах, упомянутых между “русси” и “унгаре”, ведется научная дискуссия. Так, И. Херрман приходит к выводу, что “Форсдерен. Люди. Фрезити” не этнонимы, а термины, относящиеся к этнониму “русси”, которые считались “руководящими”, “первыми” людьми, первым “главным” народом, “независимым” от хазар. Этот ученый поместил “русси” в районе Киева, в нижнем Подне-провье. Но там жили поляне, которые платили дань хазарам до конца IX века(17).

М. Б. Свердлов, приведя разные варианты прочтения указанной цитаты из “Баварского географа”, сделал такое заключение: “В топонимике Восточной Европы и письменных источниках не удается найти сходных названий. Можно только предположить, что "люди" относится к другой этнической группе, чем "форсдерен" и "фрезити"(18).

Предлагаю приведенную цитату из “Баварского географа” читать так: между хазарами и русью (находящейся на Карельском перешейке и в Северном Приладожье) — 100 городов. “Русси” — это племенное объединение, в которое входят одиннадцать этносов (цифра 11 после этнонима “унгаре” ранее не рассматривалась в научной литературе). По именам названы только этносы наиболее известные в первой половине IX в. Причем “унгаре”, может быть, не венгры, а “ингары”, то есть ижора(19).

Хорошо известно, что между Хазарским каганатом и Балтикой существовал Волжско-Балтийский торговый путь. Пороги были не только на Днепре, но и на Волхове, на Вуоксе, да почти на всех северных реках. Этноним “форсдерен” переводится и как “главные”, “независимые”, и как “лес”, “порог”. Н. К. Рерих, описывая Волховские пороги, отмечал, что после их прохождения рулевого уносили от руля в обмороке — таково было сильное нервное и физическое напряжение. Условия перехода через пороги подробно изложены в договоре 1270 г. между Новгородом и Ганзейским союзом городов. Исследователи считают, что организация прохода через пороги существовала уже в VIII—Х вв., так как именно этим временем датируется городище перед Волховскими порогами, а к городищу примыкал обширный посад20. Итак, “форсдерен” — это могли быть прибрежные жители северных порожистых рек, может быть, и Волхова.

После этнонима “форсдерен” поставлен знак препинания — точка, и слово “люди” написано с заглавной буквы, как и другие этносы. Вероятнее всего, это предки карел-людиков, которых в середине XX в. (вместе с карелами-ливиками) насчитывалось более 60 процентов от всего карельского населения Карельской республики21. Известно, что в Новгороде был “Людин конец” (видимо, по управлению делами предков карел-людиков) и новгородский князь Ярослав Всеволодович “послав крести множество корел, мало не все люди”(22).

“Фрезити” — не являлись ли предками фризов? В IX в. фризские костяные гребни попали волховским путем на вышеупомянутое городище(23).

“Серависи” переводят так: “сера” — жерло, устье — и “весь”. Может быть, имеется в виду часть народа “весь”, которая проживала во второй половине I тысячелетия от Р. X. к югу и юго-востоку от Ладожско-Онежского межозерья24. Арабские путешественники знали о существовании северного народа “вису” (весь), с которым имел переписку царь волжских булгар и у которых ночь менее часа(25).

В арабских источниках отмечается, что “русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое лудана (лудагия, ладагия — варианты), которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар”26. Раскопки и исследования в Старой Ладоге, в ходе которых было установлено, что в VIII в. поселение уже существовало, позволяют предположить, что в приведенном отрывке речь идет о жителях Южного Приладожья, у которых центром была Старая Ладога.

Может быть, “луколане” “Баварского географа” — это “лудана (ладагия)” арабских источников?

Итак, на основании всего вышеизложенного предлагаю обсудить следующий вариант прочтения цитаты из “Баварского географа”: “Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луколане. Унгаре (11)”, который выглядит таким образом:

От Хазарского каганата до племенного объединения “русси”, которое находится на севере, 700 городов. Русси — племенное объединение, включающее в себя самих русов, живших на острове Рус и в Северном Приладожье, жителей Волховских порогов (форсдерен), предков карел-людиков (люди), предков фризов (фрезити), часть народа весь (серависи), жителей Южного Приладожья с центром в городе Старая Ладога (луколане) и ижору (унгаре). Всего в племенное объединение, которое было недолговечным, в середине IX в., вероятно, входили одиннадцать разных племен или народностей, причем по именам названы наиболее известные в тот период.

С 882 г. название “Русси”-Русь объединяет Новгородское и Киевское княжения.

Многими современными учеными история человеческой цивилизации рассматривается в свете креационизма, то есть учения о сотворении мира и человека Создателем, Творцом, Богом27. Если бы мы могли рассмотреть историю любого, в том числе карельского, народа через призму Библии, тогда бы мы были ближе к истине.

 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

  1. См.: Кочкуркина С. И. 1) Древняя корела / АН СССР. Карел, фил. Ин-т яз., лит. и истории. — Л.: Наука, 1982. — С. 5—13; 2) Корела и Русь. — Л.: Наука, 1986. — С. 24—25. — (Сер. “История нашей Родины” / АН СССР); Буб-рихД. В. Происхождение карельского народа: Повесть о союзнике и друге рус. народа на Севере. — Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Фин. ССР, 1947. — С. 6—19.
  2. Сакса А. И., Тюленев В. А. Корела // Финны в Европе. VI—XV века. При-балтийско-финские народы: Ист.-археол. исслед. / Ин-т археологии АН СССР и др. — М., 1990. — Вып. 2: Русь, финны, саамы, верования. — С. 68.
  3. См.: Паранин В. И. Историческая география летописной Руси. — Петрозаводск: Карелия,1990. — С. 116—117, 120—121.
  4. Кочкуркина С. И. Древняя корела. — С. 14—36.
  5. См. об этом: Сюэюмов М. К вопросу о происхождении слова “Рю^ , Рсосяа, Россия” // Вестник древней истории. — 1940. — № 2 (11). — С. 121—123; На-заренко А. В. Об имени “Русь” в немецких источниках IX—XI вв. // Вопросы языкознания. — 1980. — № 5. — С. 46—57; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название “Русь” в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX—Х вв.) // Вопросы истории. — 1989. — № 8. — С. 24—38.
  6. Цит. по: Херрман И. Ruzzi. Forsderen Liudi. Fresiti: К вопросу об исторических и этнографических основах “Баварского географа” (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси / АН СССР. Ин-т археологии. — М.: Наука, 1988. — С.167.
  7. См.: Толстое С. П. Из предыстории Руси: (Палеоэтнографич. этюды) // Советская этнография: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т этнографии. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — Сб. VI/VII. — С. 39—59.
  8. См.: Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца Х века по Р. X.). — СПб., 1870. — С. 267, 93.
  9. Кочкуркина С. И. Древняя корела. — С. 136.
  10. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ист.-археол. очерки / Ленингр. гос. ун-т. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 187.
  11. См.: Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. — СПб., 1903. — Ч. II. — С. 107—108.
  12. См.: Калевала / Пер. с фин. Л. П. Бельского. — Л.: Лениздат, 1984. — С. 73. — (Б-ка нар.-поэтич. творчества).
  13. Щекатов Аф., Максимович Л. М. Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем оного виде. — М., 1801. — Ч. I. — Стб. 222. — Систербек — ныне г. Сестрорецк на берегу Финского залива.
  14. Пользуясь случаем, благодарю за устную консультацию известного финского археолога Пирьё Уйно, которая в 1989 г. и в начале 1990-х гг. участвовала в раскопках на территории крепости Корела.
  15. Кочкуркина С. И. 1) Древняя корела. — С. 18; 2) Корела и Русь. — С. 23.
  16. См.: Херрман И. Указ. соч. — С. 163—169.
  17. См.: Повесть временных лет. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — Ч. 1: Текст и перевод. — С. 18—20.
  18. Латиноязычные источники по истории Древней Руси: Германия, IX — первая половина XII в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. — М.-Л., 1989. — С. 22.
  19. См.: Рябинин Е. А. Ижора // Финны в Европе. VI—XV века. — Вып.2.—С.31.
  20. См.: Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Загадки новгородской округи. — Л.: Лен-издат, 1985.—С. 26—27.
  21. БубрихД. В. Указ. соч. — С. 6.
  22. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей / АН СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во вост. лит., 1962. — Т. 1. — С. 449.
  23. См.: Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Указ. соч. — С. 54.
  24. См.: Назаренко В. А. Приладожская чудь // Финны в Европе. VI—XV века. — Вып. 2.—С. 83.
  25. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг.: Статьи, переводы и коммент. — Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1956.—С. 135.
  26. Гаркави А. Я. Указ. соч. — С. 129—130.
  27. См., например: Хайнц Т. Творение или эволюция: Анализ теории эволюции в свете Священного Писания. — Квебек (Канада), б. г. — С. 3—25.
 

    Назад К началу страницы На уровень вверх Карта сервера

Поиск по сайту:



 

Copyright (c) 2000-2010. Информационный сайт города Приозерск Ленинградской области.
Страница обновлена 18.03.07 г. Пишите нам -
Разместите нашу кнопку на вашем сайте!

г. Приозерск ленинградской области. Официальный сайт
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования