На главную страницу
 О городе  Государство и общество  Бизнес  Отдых и туризм  Образование  Культура  Спорт  Справка  Объявления  Развлечения  Форум  ЧАТ  О нас
На главную страницу

Назад На уровень вверх Карта сервера

Версия для печати

История. Статьи, очерки. Железнодорожный вокзал города Приозерск.

НА ВОКЗАЛЕ НАШЛИ ИСТОРИЧЕСКУЮ РЕЛИКВИЮ.

Увеличить

Прибытие поезда из Выборга.
Фотография из книги "Muistojemme Kakisalmi" 1950. Werner soderstrom osakeyhtio Porvoo-Helsinki.

Увеличить

Привокзальная площадь.
Фотография из книги "Muistojemme Kakisalmi" 1950. Werner soderstrom osakeyhtio Porvoo-Helsinki.

Увеличить
Здание железнодорожного вокзала. 2000 год.

Приозерскому железнодорожному вокзалу исполнилось 85 лет. К этой дате был проведен косметический ремонт одного из немногих уцелевших деревянных зданий финского периода. Во время ремонтных работ на чердаке вокзала был найден уникальный исторический экспонат…

Одним из первых поднял вопрос о необходимости для Кексгольма иметь железнодорожную связь знаменитый археолог Теодор Швиндт, избранный в Финляндский парламент от буржуазного сословия Кексгольма. В 1987 году в городе открылась водогрязелечебница и ее пациентам было неудобно добираться до Кексгольма кружным путем - через Выборг до Хийтолы на поезде, а дальше трястись на извозчике. Но в 19 веке сочли, что затраты на строительство Кексгольмской железнодорожной ветки будут слишком велики и проект Теодора Швиндта был отклонен. К этому вопросу возвращались еще несколько раз, но дело с "мертвой точки" не сдвигалось. Пока император Николай Второй не высказал пожелание иметь железнодорожную связь не только с западной, Выборгской частью Карельского перешейка, но и с восточной, Кексгольмской.

Финляндский Сенат оттягивал принятие окончательного решения. Финны опасались, что новая железная дорога станет дополнительной цепью с кандалами, приковывающей Финляндию к России. Но Петербург занял жесткую позицию, и в 1913 году работы все же начались. Крестьяне из глухих деревень Кексгольмского уезда, попавшие в зону строительства, получили возможность хорошо подзаработать. Сразу же возникли новые предложения - по поводу того, где выгоднее навести мост через Вуоксинскую систему. Сенат предложил построить его не над бурной стремниной в районе нынешних Лосевских порогов, а восточнее - через озеро Сувантоярви (Суходольское). Парламент этот проект не одобрил. Более длинный мост оказался бы "золотым" и не вписался бы ни в какой бюджет. "Копий" по поводу строительства железной дороги было сломано немало.

Одновременно тянули линию и с севера. В 1915 году закончили сооружение боковых веток, кульвертов (водопропускных труб, проложенных через насыпь) и мостов на участке между Хийтолой и Кексгольмом.

7 октября 1916 года горожане высыпали на улицу, чтобы не пропустить историческое событие, - в этот день уложили рельсы на территории Кексгольма. На всей своей протяженности линия была готова к 1919 году.

Правда, жизнь тут же внесла свои коррективы. В феврале-апреле 1918 года новую железную дорогу использовала Красная Армия, стремившая отодвинуть государственную границу подальше от Петрограда. После кровопролитных боев в окрестностях Рауту (Сосново) красногвардейцев оттеснили назад. Многие попали в плен или были убиты. Поэтому финские власти впоследствии приняли решение разобрать пути южнее станции Раасули - Орехово. Связь с Советской Россией по железной дороге здесь на два десятилетия была прервана.

Нынешнее здание приозерского вокзала - одна из архитектурных достопримечательностей города. Дело в том, что, отступая в августе 1941 года из Кексгольма, советские войска подожгли его, чтобы ничего не досталось врагу. Сгорели все деревянные строения. И только чудом в центре города уцелели два дома - вокзал и дача купца Кнааппилы.

Кто же воздвиг здание вокзала в Кексгольме? На наш запрос в национальное министерство железных дорог Финляндии, ответили, что типовые проекты и дизайн основных железнодорожных строений в тот период разрабатывал главный архитектор финских железных дорог Бруно Лоренц Гренхольм. Вокзальные здания с внешней стороны красили в серовато-желтый цвет. И только домики станционных смотрителей были красными. Так что проведенный косметический ремонт приозерского вокзала, с точки зрения исторической традиции, "понизил" его статус. Из городской станции он превратился в сельский полустанок-разъезд. А эта традиция - статусу вокзальных строений присущ свой цвет - в Финляндии осталась до сих пор.

Внутренние интерьеры вокзала сегодня неузнаваемо изменились. Как только здание было построено, кассы располагались слева от входа в зал ожидания, а справа находился станционный ресторан.

Сразу же после того как началось железнодорожное движение через Кексгольм, вокзал превратился в одно из мест, где жизнь, что называется, била ключом. Маршруты прогулок горожан, особенно в тихие летние вечера, теперь пролегали через станцию. Доброй традицией было постоять на платформе, посмотреть, кто будет уезжать десятичасовым поездом на Выборг или кто приехал в Кексгольм-Кякисалми. Возникло даже устойчивое выражение "мейтийн юнилле" (буквально "прогуляться поглазеть на поезд").

Вплоть до декабря 1975 года, когда электрифицировали линию Сосново - Приозерск, до Ленинграда было добираться довольно проблематично. Сегодня мы уже не можем представить нашу жизнь без электричек, хотя и сетуем, что от Приозерска до станции Сосново все та же однопутка, что и четверть века назад… И электричка расстояние в 140 километров преодолевает за три часа.

Сегодня здание вокзала отремонтировано снаружи. Во время ремонта, на чердаке, был найден уникальный исторический экспонат. Чудом сохранившаяся жестяная табличка с надписью "Kakisalmi" с 1916 года украшала фронтон вокзального здания. Когда в марте 1940 года город был передан Советскому Союзу, эту вывеску сняли и на обратной стороне сходным образом начертали по-русски: "Кексгольм". В таком виде она провисела до октября 1948 года. Город в очередной раз переименовали, и его новое название "Приозерск" писать уже было некуда. Отслужив верой и правдой 32 года многочисленным пассажирам - местным жителям и гостям города, - табличка была брошена на чердак вокзала. Где и была найдена работниками вокзала во время проведения ремонта. После реставрации она займет место в основной экспозиции Государственного музея "Крепость Корела".

Андрей Дмитриев

 

    Назад К началу страницы На уровень вверх Карта сервера

Поиск по сайту:



 

Copyright (c) 2000-2010. Информационный сайт города Приозерск Ленинградской области.
Страница обновлена 18.03.07 г. Пишите нам -
Разместите нашу кнопку на вашем сайте!

г. Приозерск ленинградской области. Официальный сайт
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Студия маникюра в куркино где сделать маникюр в куркино Центр косметологии Primae.